Освойте профессию психолога-консультанта с нуля: теория + практика под руководством опытных специалистов. Получите новую квалификацию и современные навыки консультирования и психотерапии
Получите системное понимание основных отраслей психологии и законов психического развития человека
Профессиональная подготовка
Сформируете идентичность психолога и усвоите этические принципы профессии
Опыт работы с клиентами
Научитесь применять техники и знания в реальной практике
Личный рост
Программа поддерживает не только профессиональное, но и личностное развитие
Практические навыки
Освоите методы диагностики, консультирования и психотерапии
В результате вы получите
Программа состоит из 5 модулей по 2 месяца
Перерыв между модулями — 2-3 недели. Каникулы с 12 июня по 31 августа
6.11.25
начало
Модуль 1
Фундаментальные основы психологии
• История психологии • Психология развития и возрастная психология • Общая психология
Модуль 4
Прикладная психология
01.09.26
начало
• Клиническая психология: расстройства и их коррекция • Специальная психология: особенности развития • Семейная психология и консультирование • Психологическая помощь при кризисах и травмах • Сексология и психология сексуальности • Психосоматические расстройства • Психология девиантного поведения и профилактика
Модуль 2
Психодиагностика и психология личности
20.01.26
начало
• Психология личности • Психодиагностика: методы и инструменты оценки • Социальная психология
Модуль 3
Психологическое консультирование и психотерапия
14.04.26
начало
• Основы психологического консультирования • Современная психотерапия
Модуль 5
Практическая подготовка психолога
• Навыки ведения тренингов и групповой работы • Этика и организация психологической практики • Супервизия, личная терапия и групповой опыт • Подготовка и защита аттестационной работы
Личная терапия — 10 ч
Индивидуальные консультации с опытным психологом для проработки личных проблем и повышения осознанности
Работа в малых группах — 60 ч
Участие в практических занятиях в малых группах (тройках) в ролях: клиента, консультанта и наблюдателя
Работа под супервизией преподавателей — 10 ч
Самостоятельная работа в тройках — 50 ч
Консультационная работа с клиентами — 30 ч
Самостоятельное проведение консультаций с реальными клиентами из клиентской базы организации-партнера Психологического центра «Клевер» (минимум с 3 клиентами)
06.11.26
начало
• В конце каждого модуля: итоговый контроль знаний — экзамены и зачеты по пройденным дисциплинам
• В конце программы: итоговая аттестационная работа — теоретическая часть (исследование по выбранной теме) и описание клиентского случая (минимум 10 сессий консультирования по теме аттестационной работы)
Аттестация — 26.12.26
Дисциплины
История психологии
30 часов
Психология развития и возрастная психология
60 часов
Общая психология
60 часов
Психология личности
80 часов
Психодиагностика: методы и инструменты оценки
40 часов
Социальная психология
60 часов
Основы психологического консультирования
90 часов
Современная психотерапия
90 часов
Клиническая психология: расстройства и их коррекция
60 часов
Специальная психология: особенности развития
40 часов
Семейное психология и консультирование
40 часов
Психологическая помощь при кризисах и травмах
40 часов
Сексология и психология сексуальности
40 часов
Психосоматические расстройства
40 часов
Психология девиантного поведения и профилактика
40 часов
Навыки ведения тренингов и групповой работы
30 часов
Этика и организация психологической практики
30 часов
Практика (супервизия, личная терапия и групповой опыт)
100 часов
Аттестационная работа
40 часов
История психологии (30 ак. ч)
Курс представляет собой углубленное изучение истории психологии как науки. Он охватывает ключевые этапы развития психологической мысли, от философских корней до современных направлений исследований. Программа ориентирована на формирование у слушателей целостного понимания эволюции предмета, методов и теоретических подходов в психологии
Темы:
1. Психология как наука о душе (Древний мир — Средние века): • Предпосылки возникновения психологии: развитие философии, медицины и естественных наук • Древнегреческая философия и психология: представления о душе у Платона и Аристотеля • Психологические идеи в трудах Гиппократа • Развитие представлений о душе в эпоху Средневековья: влияние христианской теологии • Альберт Великий, Фома Аквинский и другие представители схоластики
2. Психология как наука о сознании (XVII — XIX века): • Эмпиризм и ассоцианизм в философии: вклад Дж. Локка, Д. Юма, Д. Гартли • Психофизика Г. Фехнера и Э. Вебера: экспериментальное изучение ощущений и восприятия • Вильгельм Вундт и создание первой психологической лаборатории в Лейпциге (1879 г.): рождение экспериментальной психологии • Структурализм В. Вундта: изучение элементов сознания и их комбинаций • Функционализм У. Джеймса: изучение функций сознания и его адаптивной роли • Георг Элиас Мюллер и Герман Эббингауз: экспериментальное изучение памяти • Вюрцбургская школа и спор о мышлении без образов
3. Психология как наука о поведении (XX век): • Кризис психологии сознания и возникновение бихевиоризма • Джон Уотсон и революция в психологии: отказ от субъективных методов и ориентация на объективное наблюдение за поведением • Основные принципы бихевиоризма: стимул-реакция, обусловливание • Эдвард Торндайк и закон эффекта • Необихевиоризм: Эдвард Толмен (когнитивные карты) и Б. Ф. Скиннер (оперантное обусловливание) • Критика бихевиоризма и его влияние на развитие психологии
4. Психология как наука о закономерностях и механизмах развития психики (XX — XXI века): • Развитие психоаналитической теории: Зигмунд Фрейд и его последователи (Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм) • Гештальтпсихология: Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. Законы гештальта • Когнитивная психология: Ульрик Найссер и изучение познавательных процессов • Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу и Карл Роджерс • Культурно-историческая психология Льва Выготского • Деятельностный подход Алексея Леонтьева и Сергея Рубинштейна • Советская психология: ключевые направления и достижения • Современные направления в психологии (нейропсихология, эволюционная психология, позитивная психология и др.)
Психология развития и возрастная психология (60 ак. ч)
Курс знакомит слушателей с основными закономерностями психического развития человека от рождения до старости. Рассматриваются ключевые понятия, теории и методы изучения возрастных особенностей психики. Особое внимание уделяется возрастным кризисам, влиянию социальных и культурных факторов на развитие личности
Темы:
1. Введение в психологию развития и возрастную психологию • Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии • Основные категории: развитие, рост, созревание, научение • Факторы, влияющие на психическое развитие: наследственность, среда, воспитание, активность личности • История развития возрастной психологии
2. Теоретические подходы к изучению психического развития • Психодинамическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон) • Бихевиоральная теория (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) • Когнитивная теория (Ж. Пиаже) • Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский) • Экологическая теория (У. Бронфенбреннер)
3. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве • Новорожденность и младенчество: особенности развития сенсорных и моторных функций, эмоциональной сферы, привязанности • Кризис новорожденности • Раннее детство: развитие речи, мышления, воображения, игры • Кризис трех лет
4. Психическое развитие в дошкольном возрасте • Ведущая деятельность — игра • Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения • Развитие эмоциональной сферы и личности • Подготовка к школе • Кризис 7 лет
5. Психическое развитие в младшем школьном возрасте • Ведущая деятельность — учебная деятельность • Развитие познавательных процессов: произвольность, осознанность • Формирование учебной мотивации и интересов • Развитие личности и самооценки
6. Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте • Физиологические и психологические изменения • Развитие самосознания и идентичности • Кризис идентичности (Э. Эриксон) • Развитие морального сознания • Межличностные отношения со сверстниками и взрослыми
7. Психическое развитие во взрослости • Ранняя взрослость: выбор профессии, создание семьи, установление карьеры • Средняя взрослость: профессиональное развитие, семейные отношения, воспитание детей • Кризис середины жизни
8. Психическое развитие в поздней взрослости и старости • Физические и психологические изменения • Адаптация к новым жизненным условиям • Особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы • Завершение жизненного пути • Психологические аспекты старения и смерти
Общая психология (60 ч)
Курс формирует базовые представления о предмете, задачах и методах общей психологии, знакомит с основными закономерностями психической деятельности человека, а также развивает навыки анализа психологических явлений и процессов
Модуль 1: Введение в общую психологию. Познавательные процессы
Модуль знакомит с историей развития психологии как науки, ее основными направлениями и методами исследования. Основной акцент делается на рассмотрение познавательных процессов, таких как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение
Темы:
1. Психология как наука: • Предмет и задачи психологии • Место психологии в системе наук • Основные отрасли психологии • История развития психологической науки (основные этапы и школы) • Современные направления в психологии
2. Методы психологического исследования: • Классификация методов • Наблюдение (виды, преимущества и недостатки) • Эксперимент (виды, этапы проведения) • Опрос (виды, правила составления вопросов) • Тестирование (виды тестов, требования к тестам) • Метод анализа продуктов деятельности
3. Ощущение: • Понятие ощущения, его роль в познании • Виды ощущений (классификация) • Психофизиологические основы ощущений • Основные закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, синестезия)
4. Восприятие: • Понятие восприятия, его отличие от ощущения • Свойства восприятия (предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность) • Виды восприятия (восприятие пространства, времени, движения) • Иллюзии восприятия
5. Внимание: • Понятие внимания, его роль в организации психической деятельности • Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное) • Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) • Факторы, влияющие на внимание
6.Память: • Понятие памяти, ее значение для человека • Виды памяти (классификация по различным основаниям: по длительности хранения, по модальности, по степени произвольности) • Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) • Закономерности памяти (кривая забывания Эббингауза) • Способы улучшения памяти
7. Мышление: • Понятие мышления, его функции • Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) • Операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация) • Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) • Решение задач (этапы, виды задач)
8. Воображение: • Понятие и функции воображения • Виды воображения: активное и пассивное, произвольное и непроизвольное • Приемы создания образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, схематизация • Роль воображения в творчестве и познании
Модуль 2: Эмоционально-волевая сфера. Индивидуальные различия
Изучение эмоциональных процессов, воли и мотивации, а также индивидуальных различий между людьми, включая темперамент, характер и способности
Темы: 1. Эмоции и чувства: • Понятие эмоций и чувств, их роль в жизни человека • Виды эмоций (базовые эмоции, сложные эмоции) • Функции эмоций • Физиологические механизмы эмоций • Теории эмоций (Джемса-Ланге, Кеннона-Барда, когнитивные теории) • Эмоциональные состояния (настроение, аффект, страсть, стресс)
2. Воля и мотивация: • Понятие воли, ее функции • Волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, самообладание) • Мотивация как побудительная сила поведения • Виды мотивов (потребности, интересы, убеждения, идеалы) • Теории мотивации (иерархия потребностей Маслоу, теория самодетерминации)
3. Темперамент: • Понятие темперамента, его биологические основы • Типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их характеристики • Свойства темперамента (активность, эмоциональность, социальная чувствительность) • Роль темперамента в деятельности и общении
4.Характер: • Понятие характера, его формирование • Свойства характера (отношение к себе, к другим людям, к деятельности) • Взаимосвязь характера и темперамента
5. Способности: • Понятие способностей, их структура • Виды способностей (общие и специальные) • Задатки и способности • Уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность) • Диагностика способностей
Модуль 3: Психические состояния и личность
Изучение психических состояний и их влияния на психическую деятельность, а также основным теориям личности, рассматривающим структуру, развитие и функционирование личности
Темы:
1. Психические состояния: • Понятие психического состояния • Классификация психических состояний (по степени осознанности, по степени активности, по эмоциональной окраске) • Влияние психических состояний на познавательные процессы, эмоциональную сферу и поведение • Методы регуляции психических состояний (саморегуляция, аутотренинг, релаксация)
2.Личность. Теории личности: • Понятие личности, структура личности • Основные подходы к изучению личности (психодинамический, гуманистический, диспозициональный, поведенческий, когнитивный) • Психодинамическая теория личности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) • Гуманистическая теория личности (А. Маслоу, К. Роджерс) • Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк) • Поведенческая теория личности (Б. Скиннер, А. Бандура) • Когнитивная теория личности (Дж. Келли)
3.Развитие личности: • Факторы развития личности (биологические, социальные, психологические) • Стадии развития личности (возрастная периодизация) • Кризисы развития личности • Социализация личности
4. Самосознание личности: • Понятие самосознания • Структура самосознания (самопознание, самоотношение, саморегуляция) • Формирование самооценки • Я-концепция
Психология личности (80 ак. ч)
Курс формирует систематическое представление о предмете психологии личности, ее основных направлениях и теоретических подходах. Развивает понимание структуры, динамики и развития личности, а также нацелен на овладение навыками анализа психологических особенностей человека
Модуль 1: Введение в психологию личности. Методология и основные подходы
Знакомство с основными понятиями и задачами психологии личности, историей ее развития, а также с различными методологическими подходами и методами исследования личности. Модуль закладывает фундамент для последующего изучения теоретических направлений
Темы:
1. Предмет и задачи психологии личности: • Определение личности • Основные понятия психологии личности (индивид, индивидуальность, личность, субъект) • Структура личности (основные компоненты) • Задачи психологии личности (описание, объяснение, предсказание и изменение личности)
2. История развития психологии личности: • Этапы развития психологии личности • Вклад различных школ и направлений (психодинамическое, бихевиоральное, гуманистическое, когнитивное) • Современные тенденции в психологии личности
3. Методология психологии личности: • Основные методологические принципы (детерминизм, системность, развитие) • Методы исследования личности (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, биографический метод, проективные методики) • Проблемы методологии (субъективность, этические вопросы, надежность и валидность)
4. Основные теоретические подходы к изучению личности: • Психодинамический подход (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) • Бихевиоральный подход (Б. Скиннер, Дж. Уотсон, А. Бандура) • Гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс) • Когнитивный подход (Дж. Келли, А. Бек) • Диспозициональный подход (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк) • Интегративные подходы
Модуль 2: Теории личности
Детальное рассмотрение основных теорий личности, их ключевых концепций, сильных и слабых сторон. Слушатели анализируют структуру личности в рамках различных подходов, исследуют механизмы ее развития и функционирования
Темы:
1. Психодинамический подход: • Теория психосексуального развития З. Фрейда (структура личности: Ид, Эго, Суперэго; стадии психосексуального развития; защитные механизмы личности) • Аналитическая психология К. Юнга (коллективное бессознательное, архетипы, типы личности) • Индивидуальная психология А. Адлера (стремление к превосходству, комплексы неполноценности, стили жизни)
2.Бихевиоральный и социально-когнитивный подходы: • Бихевиоризм (обучение, подкрепление, наказание, формирование личности) • Социально-когнитивная теория А. Бандуры (наблюдательное обучение, самоэффективность, взаимодетерминизм) • Теории черт и личностных диспозиций (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк)
3.Гуманистический подход: • Теория иерархии потребностей А. Маслоу (потребности роста и дефицита, самоактуализация) • Терапия, центрированная на личности, К. Роджерса (конгруэнтность, безусловное положительное отношение, эмпатическое понимание) • Экзистенциальная психология (поиск смысла жизни, свобода и ответственность, тревога)
4. Когнитивный подход: • Теория личностных конструктов Дж. Келли (конструкты, циклы опыта, конструирование реальности) • Когнитивно-поведенческая терапия (когнитивные схемы, автоматические мысли, изменение поведения)
5.Другие подходы: • Теория самоопределения (Э. Деси, Р. Райан) • Позитивная психология (М. Селигман)
Модуль 3: Развитие, структура и диагностика личности
Изучение развития личности на протяжении жизненного пути, исследование ее структуры и типологии, а также изучение методов диагностики и оценки личности
Темы:
1. Развитие личности: • Факторы развития личности (биологические, социальные, психологические) • Стадии развития личности (по Эриксону, по Пиаже, другие подходы) • Кризисы развития личности • Социализация и формирование личности
2. Структура личности: • Основные компоненты структуры личности (мотивация, ценности, черты характера, самосознание, способности) • Взаимосвязь различных компонентов личности • Я-концепция (формирование, компоненты, функции)
3.Типологии личности: • Типологии личности, основанные на темпераменте (Эйзенк) • Типологии личности, основанные на чертах характера (Большая пятерка) • Типологии личности, основанные на мотивации (типы личности по Юнгу) • Критика и ограничения типологий
4. Диагностика личности: • Обзор методов диагностики личности (опросники, тесты, проективные методики, наблюдение) • Критерии оценки тестов (надежность, валидность) • Практическое применение методов диагностики личности (в образовании, в работе, в личной жизни) • Этическое отношение к диагностике личности
Психодиагностика: методы и инструменты оценки (40 ак. ч)
Формирование у слушателей теоретических знаний и практических навыков, необходимых для проведения психологической диагностики, интерпретации результатов и использования их в различных областях деятельности
Модуль 1: Введение в психодиагностику. Методологические основы
Знакомство с основными понятиями и задачами психодиагностики, ее историей развития, этическими аспектами и методологическими основами. Слушатели изучают классификацию психодиагностических методик и требования к ним
Темы:
1.Предмет, задачи и история развития психодиагностики: • Определение психодиагностики • Предмет и задачи психодиагностики (оценка, измерение, интерпретация психических свойств) • Основные направления психодиагностики (клиническая, консультативная, школьная, профессиональная и др.) • История развития психодиагностики (зарубежный и отечественный опыт)
2.Методологические основы психодиагностики: • Основные принципы психодиагностики (объективность, валидность, надежность, стандартизация) • Типы психологических переменных (психологические конструкты, переменные, признаки) • Статистические методы обработки данных в психодиагностике (описательная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ)
3. Классификация психодиагностических методик: • Классификация психодиагностических методик (по области применения, по форме предъявления, по типу получаемых данных) • Обзор основных типов психодиагностических методик (тесты, опросники, проективные методики, наблюдение, беседа) • Требования к психодиагностическим методикам (валидность, надежность, репрезентативность, чувствительность)
4. Этико-правовые основы психодиагностики: • Этическое кодирование психолога • Профессиональная этика в психодиагностике (компетентность, конфиденциальность, информированное согласие) • Правовые аспекты психодиагностики (законодательство, регулирующее использование психодиагностических методик)
Модуль 2: Методы психодиагностики. Тесты и опросники
Детальное рассмотрение различных психодиагностических методов, с акцентом на тесты и опросники. Слушатели изучают принципы разработки, применения, интерпретации и оценки качества методик
Темы:
1.Тесты как метод психодиагностики: • Виды тестов (тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты) • Основные понятия тестологии (нормы, стандартизация, шкалирование, валидность, надежность) • Практика работы с тестами (проведение тестирования, обработка результатов, интерпретация данных) • Анализ и оценка тестовых методик (на примере конкретных тестов)
2.Опросники как метод психодиагностики: • Виды опросников (личностные опросники, опросники интересов, опросники ценностей) • Принципы составления опросников (формат вопросов, шкалы, инструкция) • Практика работы с опросниками (проведение опроса, обработка результатов, интерпретация данных) • Анализ и оценка опросников (на примере конкретных опросников)
3.Практикум по работе с тестами и опросниками: • Обзор популярных тестовых методик (MMPI, СМИЛ, 16PF, NEO-PI-R, IQ-тесты и др.) • Обзор популярных опросников (опросник Кеттелла, опросник Айзенка, опросник ценностей Ш. Шварца и др.) • Практическое применение тестовых методик (работа с тестовыми бланками, обработка данных, интерпретация результатов) • Составление психологических заключений по результатам тестирования и опроса
Модуль 3: Проективные методики. Альтернативные методы диагностики. Применение психодиагностики
Изучение проективных методик, альтернативных методов диагностики и практическое применение психодиагностики в различных сферах. Слушатели учатся анализировать различные методы, оценивать их преимущества и недостатки, а также применять полученные знания на практике
Темы:
1.Проективные методики: • Теоретические основы проективных методик (принцип проекции) • Виды проективных методик (ассоциативные, конструктивные, интерпретативные, экспрессивные) • Особенности применения и интерпретации проективных методик (методы анализа, интерпретация результатов) • Практика работы с проективными методиками (на примере Роршаха, ТАТ, рисуночных тестов)
2.Альтернативные методы диагностики: • Наблюдение (виды, правила, оценка) • Беседа (структурированная, полуструктурированная, неструктурированная) • Анализ продуктов деятельности (анализ творческих работ, дневников, резюме) • Психофизиологические методы (ЭЭГ, кожно-гальваническая реакция и др.)
3. Применение психодиагностики: • Психодиагностика в образовании (диагностика способностей, школьной зрелости, профессиональной ориентации) • Психодиагностика в консультировании (диагностика проблем, личностных особенностей, выбор методов терапии) • Психодиагностика в клинической практике (диагностика психических расстройств, оценка эффективности лечения) • Психодиагностика в бизнесе и управлении (отбор персонала, оценка компетенций, управление конфликтами)
Социальная психология (60 ак. ч)
Формирование у слушателей целостного представления о предмете, методах и основных закономерностях социальной психологии, а также развитие навыков анализа и понимания социальных явлений и процессов, происходящих в группах и обществе
Модуль 1: Введение в социальную психологию. Социальное познание
Знакомство с предметом и задачами социальной психологии, ее историей и основными подходами. Особое внимание уделяется социальному познанию — процессам восприятия, интерпретации и запоминания социальной информации
Темы:
1. Предмет и задачи социальной психологии: • Определение социальной психологии • Предмет социальной психологии (влияние социального контекста на поведение, мышление и чувства индивида) • Задачи социальной психологии (описание, объяснение, предсказание и управление социальными явлениями) • Место социальной психологии в системе наук
2. История развития социальной психологии: • Основные этапы развития социальной психологии (философский, эмпирический, экспериментальный) • Вклад классиков социальной психологии (Г. Лебон, Г. Тард, В. Вундт, К. Левин) • Современные направления в социальной психологии
3. Методы социальной психологии: • Обзор основных методов исследования в социальной психологии (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование) • Особенности применения методов в социальной психологии • Этические проблемы в социальных исследованиях
4. Социальное познание: • Понятие социального познания • Схемы и скрипты (виды, функции, влияние на восприятие и поведение) • Социальная категоризация (образование социальных категорий, прототипы) • Атрибуция (теории атрибуции, ошибки атрибуции) • Эвристики (виды эвристик, влияние на принятие решений)
5. Социальное восприятие: • Формирование впечатления о другом человеке (первичные впечатления, эффект ореола, эффект первичности и новизны) • Невербальная коммуникация (виды невербальных сигналов, функции) • Точность социального восприятия (факторы, влияющие на точность)
Модуль 2: Социальное влияние. Межличностные отношения
Рассмотрение различных форм социального влияния (конформизм, подчинение, убеждение), а также факторов, определяющих межличностные отношения (привлечение, любовь, агрессия, альтруизм)
Темы:
1. Социальное влияние: • Понятие социального влияния • Конформизм (виды конформизма, факторы, влияющие на конформизм) • Подчинение (эксперименты Милгрэма, факторы, способствующие подчинению) • Убеждение (пути убеждения, факторы, влияющие на убедительность сообщения, характеристики источника и аудитории)
2. Групповая динамика:
• Понятие группы • Виды групп (формальные и неформальные, малые и большие) • Стадии развития группы (формирование, штурм, нормирование, функционирование, завершение) • Групповые нормы и роли • Сплоченность группы (факторы, влияющие на сплоченность, последствия) • Лидерство в группе (теории лидерства, стили лидерства) • Принятие решений в группе (групповая поляризация, групповое мышление)
3. Межличностные отношения: • Привлечение (факторы, способствующие привлечению, близость, сходство, физическая привлекательность) • Любовь (теории любви, виды любви) • Альтруизм (теории альтруизма, факторы, влияющие на альтруистическое поведение) • Агрессия (теории агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, способы снижения агрессии)
4. Предрассудки и дискриминация: • Природа и причины предрассудков (когнитивные, мотивационные, социальные) • Виды предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм и др.) • Влияние предрассудков на поведение • Стратегии уменьшения предрассудков
5. Общение и коммуникация в социальных группах: • Вербальное и невербальное общение: особенности, функции • Эффективные коммуникативные стратегии: активное слушание, установление контакта, эмпатия • Конфликты в социальных группах: причины, виды, стратегии разрешения
Модуль 3: Социальные установки. Прикладные аспекты социальной психологии
Изучение социальных установок (аттитюды), их формирование, изменение и влияние на поведение. Рассматриваются также прикладные аспекты социальной психологии в различных областях (политика, реклама, здоровье, образование)
Темы:
1. Социальные установки (аттитюды): • Определение социальных установок • Компоненты социальной установки (когнитивный, аффективный, поведенческий) • Функции социальных установок • Формирование социальных установок (личный опыт, социальное научение, убеждение) • Изменение социальных установок (теория когнитивного диссонанса, теория убеждения) • Связь между установками и поведением (факторы, влияющие на связь)
2. Социальная психология в политике: • Психология политического поведения (голосование, участие в протестах) • Влияние СМИ на политические взгляды • Лидерство в политике (характеристики эффективного лидера) • Политическая пропаганда (методы, цели, эффективность)
3. Социальная психология в рекламе: • Психологические принципы рекламы (привлечение внимания, создание положительного отношения, мотивация к покупке) • Влияние рекламы на потребительское поведение • Этические проблемы в рекламе
4. Социальная психология здоровья: • Психологические факторы здоровья и болезни (стресс, социальная поддержка, копинг-стратегии) • Социальное поведение в сфере здоровья (профилактика заболеваний, соблюдение режима лечения) • Влияние социальных установок на здоровье
5. Социальная психология в образовании: • Социальная психология обучения (мотивация, групповая динамика в классе, стиль преподавания) • Влияние социальных установок на успеваемость • Развитие социальных навыков у детей и подростков • Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Основы психологического консультирования (90 ак. ч)
Формирование у слушателей базовых представлений о психологическом консультировании как виде профессиональной деятельности, знакомство с основными теоретическими подходами, техниками и этическими принципами консультирования, а также развитие первичных навыков консультирования
Модуль 1: Введение в психологическое консультирование (12 часов)
Знакомство студентов с сущностью, задачами и историей развития психологического консультирования. Рассмотрение отличия консультирования от других видов психологической помощи, этические принципы и требования к личности консультанта
Темы:
1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи • Определение психологического консультирования • Цели и задачи консультирования • Области применения консультирования • История развития психологического консультирования
2. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи • Различия между консультированием и психотерапией • Различия между консультированием и психокоррекцией • Различия между консультированием и психиатрией • Особенности консультирования здоровых людей, испытывающих трудности
3. Этические принципы психологического консультирования • Основные этические принципы (конфиденциальность, добровольность, компетентность, ответственность, уважение прав и достоинства клиента) • Этические дилеммы в консультировании и способы их разрешения • Кодекс профессиональной этики психолога-консультанта
4. Личность психолога-консультанта • Требования к личности консультанта (эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность, аутентичность) • Профессионально важные качества консультанта • Профессиональная деформация и профилактика выгорания • Супервизия и личная терапия консультанта
Модуль 2: Теоретические подходы в психологическом консультировании
Обзор основных теоретических подходов в психологическом консультировании: психодинамического, гуманистического, когнитивно-поведенческого и экзистенциального. Рассмотрение ключевых понятий, техник и стратегий каждого подхода
Темы:
1. Психодинамический подход в консультировании • Основные положения психодинамической теории (бессознательное, психосексуальное развитие, защитные механизмы) • Цели и задачи психодинамического консультирования • Техники психодинамического консультирования (интерпретация, анализ переноса и контрпереноса) • Роль консультанта в психодинамическом подходе
2. Гуманистический подход в консультировании • Основные положения гуманистической теории (самоактуализация, потребность в любви и признании, свобода выбора) • Цели и задачи гуманистического консультирования • Техники гуманистического консультирования (активное слушание, эмпатическое понимание, безусловное принятие) • Роль консультанта в гуманистическом подходе
3. Когнитивно-поведенческий подход в консультировании • Основные положения когнитивно-поведенческой теории (роль мышления в формировании эмоций и поведения, когнитивные искажения, обусловливание) • Цели и задачи когнитивно-поведенческого консультирования • Техники когнитивно-поведенческого консультирования (когнитивная реструктуризация, поведенческие эксперименты) • Роль консультанта в когнитивно-поведенческом подходе
4. Экзистенциальный подход в консультировании • Основные положения экзистенциальной теории (свобода, ответственность, смысл жизни, одиночество, смерть) • Цели и задачи экзистенциального консультирования • Техники экзистенциального консультирования (феноменологическое исследование, осмысление экзистенциальных данностей) • Роль консультанта в экзистенциальном подходе
5. Интегративный подход в консультировании • Эклектика и интеграция в психологическом консультировании: принципы, возможности, ограничения • Обзор основных моделей интегративного консультирования • Выбор интегративной стратегии в зависимости от запроса клиента и контекста
Модуль 3: Процесс и техники консультирования
Рассмотрение этапов процесса консультирования, техник установления контакта, сбора информации, помощи в принятии решений и завершения консультативной работы
Темы:
1. Этапы процесса консультирования • Установление контакта с клиентом (приветствие, установление раппорта) • Сбор информации о проблеме (активное слушание, вопросы, прояснение) • Формулировка проблемы и целей консультирования • Выбор стратегии и техник консультирования • Оценка результатов консультирования • Завершение консультирования
2. Техники установления контакта • Вербальные и невербальные техники установления раппорта • Активное слушание (отражение, перефразирование, резюмирование) • Эмпатическое слушание
3. Техники сбора информации • Вопросы (открытые, закрытые, прямые, косвенные) • Уточнение информации • Выявление ключевых моментов • Анализ вербальных и невербальных проявлений клиента
4. Техники помощи в принятии решений • Определение альтернатив • Оценка преимуществ и недостатков каждой альтернативы • Выбор оптимального решения • Планирование действий
5. Техники завершения консультирования • Обобщение результатов консультирования • Поддержка клиента в самостоятельной работе • Обсуждение перспектив дальнейшего развития • Завершение контакта
Современная психотерапия (90 ак. ч)
Формирование у слушателей общих представлений о современной психотерапии, ее основных направлениях, методах и этических принципах, а также развитие понимания ключевых факторов эффективности психотерапевтического процесса
Модуль 1: Введение в современную психотерапию
Знакомство студентов с историей развития психотерапии, ее местом в системе психологической помощи, основными понятиями и классификациями. Рассматриваются этические и профессиональные аспекты деятельности психотерапевта.
Темы:
1. История развития психотерапии: Доисторические и античные корни психотерапии (шаманизм, религиозные ритуалы, врачевание) Развитие психотерапии в XIX веке (гипноз, психоанализ) Формирование современной психотерапии в XX веке (развитие различных направлений, интеграция) Современные тенденции в психотерапии (мультикультурализм, доказательность, цифровые технологии)
2. Психотерапия как вид психологической помощи: Определение психотерапии Цели и задачи психотерапии (изменение, рост, адаптация, исцеление) Отличия психотерапии от других видов психологической помощи (консультирование, психокоррекция, психиатрия) Показания и противопоказания к психотерапии
3. Основные понятия психотерапии: Теоретическая модель (объяснение причин и механизмов психических расстройств) Терапевтические отношения (альянс, перенос, контрперенос) Механизмы терапевтического воздействия (катарсис, инсайт, научение, поддержка) Терапевтические техники и стратегии
4.Классификация направлений психотерапии: Психодинамические направления (психоанализ, юнгианская терапия, адлерианская терапия) Гуманистические направления (клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия) Когнитивно-поведенческие направления (когнитивная терапия, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия) Системные направления (семейная терапия, терапия пар) Интегративные и эклектические подходы
5. Этические и профессиональные аспекты психотерапии: Этические принципы психотерапии (конфиденциальность, компетентность, добровольность, уважение, ответственность) Профессиональные требования к психотерапевту (образование, супервизия, личная терапия) Правовые аспекты психотерапии (лицензирование, страхование) Профессиональные организации и кодексы этики
Модуль 2: Основные направления современной психотерапии
Детальное рассмотрение ключевых направлений современной психотерапии, их теоретических основ, техники и области применения
Темы:
1. Психоаналитическая психотерапия: Основные положения классического психоанализа (бессознательное, либидо, стадии психосексуального развития) Современные направления психоаналитической психотерапии (терапия объектных отношений, селф-психология) Техники психоаналитической психотерапии (интерпретация сновидений, свободные ассоциации, анализ переноса и сопротивления) Показания и противопоказания к психоаналитической психотерапии
2. Когнитивно-поведенческая психотерапия: Основные положения когнитивной и поведенческой теории (обучение, когнитивные схемы, автоматические мысли) Техники когнитивно-поведенческой психотерапии (когнитивная реструктуризация, поведенческие эксперименты, систематическая десенсибилизация, экспозиционная терапия) Показания и противопоказания к когнитивно-поведенческой психотерапии Современные направления (терапия принятия и ответственности (ACT), диалектическая поведенческая терапия (DBT))
3. Гуманистическая психотерапия: Основные положения клиент-центрированной терапии (безусловное принятие, эмпатия, конгруэнтность) Основные положения гештальт-терапии (осознавание, контакт, фигура и фон) Техники гуманистической психотерапии (активное слушание, отражение чувств, работа с телом, эксперименты) Показания и противопоказания к гуманистической психотерапии
4.Системная семейная психотерапия: Основные положения системной теории (семья как система, гомеостаз, коммуникация) Техники системной семейной психотерапии (генограмма, циркулярное интервью, рефрейминг, парадоксальные интервенции) Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
5.Другие направления психотерапии: Арт-терапия (виды, техники, показания) Танцевально-двигательная терапия (принципы, техники, области применения) Телесно-ориентированная психотерапия (теоретические основы, методы, показания) EMDR (десенсибилизация и переработка движением глаз)
Модуль 3: Процесс и эффективность психотерапии
Изучение этапов психотерапевтического процесса, факторов, влияющих на эффективность психотерапии, и методов оценки результатов психотерапевтической работы
Темы:
1. Этапы психотерапевтического процесса: Предварительный этап (установление контакта, сбор анамнеза, диагностика) Начальный этап (формулировка проблемы, определение целей, заключение терапевтического контракта) Средний этап (реализация терапевтических техник и стратегий, работа с сопротивлением) Завершающий этап (оценка результатов, закрепление изменений, завершение терапии)
2. Факторы эффективности психотерапии: Общие факторы (терапевтический альянс, эмпатия, позитивные ожидания клиента) Специфические факторы (техники, соответствующие теоретической модели) Факторы, связанные с клиентом (мотивация, ресурсы, личностные особенности) Факторы, связанные с терапевтом (компетентность, опыт, личные качества) Контекстуальные факторы (поддержка окружения, культуральные особенности)
3. Оценка эффективности психотерапии: Субъективные методы оценки (отзывы клиентов, самоотчеты) Объективные методы оценки (психометрические тесты, наблюдение) Критерии эффективности (изменение симптомов, улучшение функционирования, повышение качества жизни) Проблема доказательности в психотерапии (эмпирические исследования, мета-анализы)
4. Кризисная психотерапия и психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Особенности работы с клиентами в состоянии кризиса Методы стабилизации эмоционального состояния Техники работы с травматическим опытом Предотвращение профессионального выгорания у психотерапевта
5. Будущее психотерапии: Интеграция различных подходов Развитие доказательной психотерапии Использование цифровых технологий в психотерапии Мультикультурализм и учет индивидуальных особенностей клиента
Клиническая психология: расстройства и их коррекция (60 ак. ч)
Формирование у студентов базовых знаний о клинической психологии как научной и практической дисциплине, знакомство с основными понятиями, методами и теоретическими подходами, а также развитие понимание этических аспектов работы клинического психолога
Модуль 1: Введение в клиническую психологию
Знакомство студентов с предметом, задачами и историей клинической психологии, ее местом в системе наук, а также с основными теоретическими подходами к пониманию психических расстройств
Темы:
1. Клиническая психология как наука и практика: Определение клинической психологии Предмет клинической психологии (психические расстройства, психологические аспекты здоровья и болезни, норма и патология) Задачи клинической психологии (диагностика, профилактика, лечение и реабилитация) Области применения клинической психологии (медицина, образование, социальная сфера, судебная система)
2. История развития клинической психологии: Преднаучный период (мифологические и религиозные представления о психических расстройствах) Формирование клинической психологии как науки (вклад В. Вундта, Э. Крепелина, З. Фрейда) Развитие клинической психологии в XX веке (развитие различных подходов, интеграция, доказательность) Современные тенденции в клинической психологии
4.Основные теоретические подходы в клинической психологии: Биологический подход (генетические факторы, нейрохимические нарушения, структурные изменения мозга) Психодинамический подход (бессознательные конфликты, защитные механизмы, ранний опыт) Когнитивно-поведенческий подход (нарушения мышления и поведения, обусловливание) Гуманистический подход (нарушения самоактуализации, несоответствие между Я-концепцией и опытом) Системный подход (нарушения в семейной системе, коммуникационные проблемы)
5.Понятие нормы и патологии в клинической психологии: Статистическая норма Социальная норма Функциональная норма Субъективная норма Критерии психического здоровья Диагностические системы (МКБ, DSM)
Модуль 2: Основные психические расстройства
Изучение основных психических расстройств, их этиология, клиническая картина, диагностика и принципы лечения
Темы:
1. Расстройства настроения (аффективные расстройства): Депрессивные расстройства (большое депрессивное расстройство, дистимия) Биполярные расстройства (биполярное расстройство I типа, биполярное расстройство II типа, циклотимия) Этиология, клиническая картина, диагностика, принципы лечения
Модуль 3: Клиническая психология развития и прикладные аспекты
Изучение психологических проблем в детском и подростковом возрасте, а также применение клинической психологии в различных сферах (медицина, образование, социальная сфера)
Темы:
1. Клиническая психология развития: Психическое развитие в норме и патологии Расстройства аутистического спектра Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Расстройства обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия) Эмоциональные и поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте
2. Психологические аспекты здоровья и болезни: Психосоматические расстройства Влияние психологических факторов на развитие и течение соматических заболеваний Психологическая помощь пациентам с хроническими заболеваниями Психологическая подготовка к медицинским процедурам и операциям
3. Нейропсихология: Основы нейропсихологии (локализация функций в мозге, синдромный анализ) Нейропсихологическая диагностика (оценка когнитивных функций) Нейропсихологическая реабилитация (восстановление нарушенных функций)
4. Клиническая психология в образовании: Психологическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями Профилактика школьной дезадаптации и буллинга Консультирование педагогов и родителей
5.Этические и профессиональные аспекты клинической психологии: Этические дилеммы в клинической практике Конфиденциальность и границы компетентности Супервизия и профессиональное развитие Работа в команде со специалистами смежных профессий
Специальная психология: особенности развития (40 ак. ч)
Формирование у слушателей общих представлений о специальной психологии, основных категориях лиц с особыми образовательными потребностями и базовых принципах организации помощи
Темы:
1. Что такое специальная психология. Основные понятия специальной психологии Определение специальной психологии Предмет и задачи специальной психологии (акцент на изучении психического развития лиц с отклонениями) Связь специальной психологии с другими науками (педагогика, медицина, общая психология). «Нарушение развития»: общее определение «Дизонтогенез»: что это такое, кратко о типах «Компенсация» и «коррекция»: что это значит в контексте специальной психологии
2. Классификация нарушений развития Общий обзор основных категорий (нарушения интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и расстройства аутистического спектра) Краткое описание каждой категории
3. Дети с нарушениями интеллекта, с нарушениями слуха Основные характеристики (олигофрения и задержка психического развития) Особенности познавательной деятельности Краткое описание глухоты и слабослышания Влияние на развитие речи и познания
4. Дети с нарушениями зрения, с нарушениями речи Краткое описание слепоты и слабовидения Компенсаторные механизмы Общий обзор наиболее распространенных нарушений (дислалия, дизартрия, алалия, заикание)
5.Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с расстройствами аутистического спектра (РАС) Краткое описание ДЦП Особенности развития Основные характеристики РАС Особенности социального взаимодействия и коммуникации
6. Принципы помощи. Основные направления помощи Принцип раннего выявления и помощи Принцип индивидуального подхода Принцип комплексности Принцип сотрудничества с семьей Медицинская помощь (кратко) Психологическая помощь (основные методы) Педагогическая помощь (общие принципы)
Семейное психология и консультирование (40 ак. ч)
Формирование у слушателей базового представления о семейном консультировании как виде психологической помощи, знакомство с основными понятиями, принципами и техниками работы с семьей
Темы:
1. Введение в семейное консультирование. Системный подход в семейном консультировании Определение семейного консультирования Цели и задачи семейного консультирования Отличия семейного консультирования от индивидуального Показания и противопоказания к семейному консультированию Семья как система: основные принципы системного подхода Понятия: границы, иерархия, коммуникация, правила, гомеостаз Циркулярная причинность
2. Жизненный цикл семьи Основные этапы жизненного цикла семьи (образование пары, рождение ребенка, взросление детей, отделение детей, старение) Кризисы и задачи каждого этапа
3. Структура семьи Типы семейных структур (традиционная, нуклеарная, расширенная, неполная, приемная) Функциональные и дисфункциональные семейные структуры Семейные роли и правила
4. Коммуникация в семье. Семейные конфликты Вербальная и невербальная коммуникация Стили коммуникации (прямая, косвенная, открытая, закрытая, эффективная, неэффективная) Патологические коммуникативные паттерны (двойные послания, триангуляция, коалиции) Причины и типы семейных конфликтов Динамика развития конфликта Стратегии разрешения конфликтов
5. Основные техники семейного консультирования Генограмма (построение и интерпретация) Циркулярное интервью Рефрейминг Использование вопросов Работа с семейными правилами
Психологическая помощь при кризисах и травмах (40 ак. ч)
Знакомство с базовыми принципами и техниками оказания психологической помощи людям, переживающим кризисные ситуации и травматические события. Курс охватывает широкий спектр тем, начиная от понимания природы кризисов и травм, заканчивая техниками самопомощи и профилактики выгорания у специалистов, работающих в этой сфере. Курс ориентирован на практическое применение знаний и развитие навыков, необходимых для эффективной поддержки пострадавших
Темы:
1.Понимание кризисов и травм: Определение и классификация кризисных ситуаций Виды травм: психологическая травма, физическая травма, травма потери, травма свидетеля и др Различия между кризисом и травмой Факторы, влияющие на переживание кризиса и травмы (индивидуальные особенности, контекст ситуации, доступность поддержки) Нейробиологические основы травмы (влияние травмы на мозг и нервную систему) Острый стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие последствия травматических событий
2.Первая психологическая помощь (ППП): Принципы и цели ППП Этапы оказания ППП: установление контакта, обеспечение безопасности, стабилизация эмоционального состояния, сбор информации, оказание практической помощи, установление связей с ресурсами Навыки активного слушания и эмпатического реагирования Техники снижения тревоги и паники (дыхательные упражнения, техники заземления) Особенности работы с людьми, находящимися в шоковом состоянии
3. Специфика работы с различными группами населения: Особенности оказания помощи детям и подросткам, пережившим травму Работа с семьями, переживающими кризис или травму Особенности оказания помощи людям с ограниченными возможностями Культурные особенности оказания психологической помощи
4. Работа с утратой и горем: Стадии переживания горя Особенности переживания утраты в различных культурах Помощь людям, переживающим сложные формы горя Поддержка людей, потерявших близких в результате насилия или катастроф
5. Техники психологической стабилизации и регуляции: Когнитивные техники (например, рефрейминг) Техники релаксации и визуализации Работа с телом: сенсомоторная психотерапия, телесно-ориентированная терапия (базовые принципы) Арт-терапия и другие творческие методы в работе с травмой (базовые принципы)
6. Этические аспекты психологической помощи: Принципы конфиденциальности, уважения и не нанесения вреда Профессиональные границы в работе с клиентами Информированное согласие Особенности работы с несовершеннолетними и недееспособными лицами
Сексология и психология сексуальности (40 ак. ч)
Введение в науку о сексуальности человека — сексологию. Курс охватывает широкий спектр тем, начиная от биологических основ сексуальности и заканчивая социальными, культурными и психологическими аспектами сексуального поведения и сексуального здоровья. Курс призван сформировать у слушателей комплексное представление о сексуальности человека, а также развить навыки критического мышления и осознанного подхода к вопросам, связанным с сексуальным здоровьем и сексуальными отношениями
Темы:
1. Введение в сексологию: Определение и предмет сексологии История развития сексологии как науки Методы исследования в сексологии Междисциплинарный характер сексологии (связь с биологией, медициной, психологией, социологией, культурологией) Основные направления современной сексологии
2. Биологические основы сексуальности: Анатомия и физиология мужской и женской репродуктивных систем Гормональная регуляция сексуальности Нейробиологические аспекты сексуального влечения и возбуждения Генетические факторы, влияющие на сексуальность
3. Психологические аспекты сексуальности: Развитие сексуальности на протяжении жизни (от детства до старости) Формирование сексуальной идентичности и сексуальной ориентации Сексуальные сценарии, фантазии и предпочтения Сексуальное возбуждение и оргазм: физиологические и психологические механизмы Роль когнитивных факторов (убеждений, установок, ожиданий) в сексуальной жизни
4.Сексуальное поведение: Разнообразие сексуальных практик и их культурные особенности Мастурбация: психологические и физиологические аспекты Сексуальное поведение в паре: коммуникация, близость, сексуальное удовлетворение Нетипичные сексуальные интересы и практики (БДСМ, фетишизм и др.): норма и патология
5. Сексуальное здоровье: Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП): профилактика, диагностика и лечение Методы контрацепции: виды, эффективность, безопасность Сексуальная дисфункция у мужчин и женщин: причины, диагностика и лечение Сексуальное насилие: причины, последствия, оказание помощи пострадавшим Вопросы репродуктивного здоровья и планирования семьи
6. Социальные и культурные аспекты сексуальности: Сексуальность в различных культурах и исторических эпохах Влияние средств массовой информации на сексуальные установки и поведение Гендерные стереотипы и их влияние на сексуальность Вопросы сексуального образования и просвещения Сексуальность и религия
7. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность: Различные виды сексуальной ориентации (гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность) Гендерная идентичность: цисгендерность, трансгендерность, небинарные гендеры Проблемы дискриминации и стигматизации ЛГБТК+ людей Поддержка и консультирование ЛГБТК+ людей
8. Этика в сексологии: Принципы конфиденциальности и информированного согласия Профессиональные границы в работе с клиентами Этические вопросы, связанные с сексуальным образованием и консультированием Культурная чувствительность и уважение к разнообразию
Психосоматические расстройства (40 ак. ч)
Курс направлен на формирование глубокого понимания психосоматических процессов и овладение практическими навыками работы с психосоматическими симптомами. В программе интегрированы теоретические знания о природе симптома, системном подходе к психосоматике и практические стратегии работы с клиентами, имеющими психосоматические проявления
Темы:
1. Понятие симптома и психосоматики: Парадоксальная природа симптома: виды, функции (психический, поведенческий, соматический) Клинический и феноменологический подходы в исследовании симптома: симптом и феномен Психосоматические симптомы: основные концепции возникновения (Г. Селье, З. Фрейд, М. Селигман, Митчерлих, Щур, Александер) Психосоматика в гештальт-подходе Соматоформные расстройства: отличия от психогенных симптомов
2.Психосоматическая структура личности и системный подход: Формирование психосоматической структуры личности (Аммон, Макдугалл, Шур) Телесно-психическая матрица: концепция Джойс Макдугалл Симптом и идентичность: концепция Г. Амона Теория де- и ресоматизации Шура Системный подход в работе с симптомом: концепция слияния Уровни понимания симптома (индивидуальный, семейный, межпоколенный): специфика психотерапевтической работы на выделенных уровнях
3. Первая встреча с психосоматическим клиентом и особенности терапевтического контакта: Структура личности психосоматического клиента Задачи первой встречи Специфика психотерапевтического контакта с психосоматическим клиентом
4. Актуальная перспектива в работе с симптомом («здесь и сейчас»): Основные задачи психотерапии на этом этапе Знакомство с симптомом в перспективе «здесь и сейчас»: методики работы (например, сенсорное осознавание, фокусировка)
5. Историческая перспектива в работе с симптомом: Основные задачи психотерапии на этом этапе История возникновения симптома: методики исследования (генограмма, анализ ранних детских переживаний)
6. Работа с сопротивлением и интеграция симптома: Перспектива без симптома: основные задачи психотерапии этого этапа Сопротивление симптома: понимание причин и способы преодоления Симптом и идентичность: исследование связи симптома с самооценкой и самовосприятием Методики работы: рефрейминг, интеграция симптома в жизненную историю, поиск новых способов самовыражения
7. Практические техники работы с психосоматическим симптомом: Техники осознавания телесных ощущений (например, сканирование тела) Техники работы с дыханием Техники визуализации и образной терапии Техники работы с эмоциями (например, выражение подавленных чувств) Использование арт-терапевтических методов
8.Этические аспекты и границы компетентности: Этические принципы работы с психосоматическими расстройствами Важность сотрудничества с врачами других специальностей Определение границ собственной компетентности и направление к другим специалистам при необходимости
Психология девиантного поведения и профилактика (40 ак. ч)
Изучение психологических аспектов отклоняющегося от социальных норм поведения. Он охватывает широкий спектр девиаций, включая аддиктивное поведение, делинквентность, суицидальное поведение и другие формы деструктивной активности. Курс направлен на формирование у слушателей системного понимания причин, механизмов и последствий девиантного поведения, а также на ознакомление с основными подходами к его профилактике и коррекции
Темы:
1. Введение в психологию девиантного поведения: Определение и критерии девиантного поведения История изучения девиантного поведения Разграничение понятий: девиация, делинквентность, аддикция, деликвентность Норма и патология в поведении Социальные, психологические и биологические факторы, влияющие на формирование девиантного поведения Классификации девиантного поведения
2. Теоретические подходы к изучению девиантного поведения: Биологические теории (генетика, нейрофизиология) Психологические теории (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология) Социологические теории (аномия, стигматизация, дифференциальная ассоциация) Интегративные модели Современные концепции девиантного поведения
3. Аддиктивное поведение: Определение и классификация аддикций Психологические механизмы формирования зависимости (положительное и отрицательное подкрепление, когнитивные искажения) Алкогольная зависимость: причины, стадии развития, последствия Наркотическая зависимость: виды наркотиков, механизмы действия, психологические и социальные последствия Игровая зависимость (гемблинг): особенности формирования, психологические последствия Интернет-зависимость: виды, критерии диагностики, влияние на психическое здоровье Пищевая зависимость: виды, особенности, механизмы формирования
4. Делинквентное поведение: Определение и классификация делинквентного поведения Факторы риска делинквентного поведения (семейные, школьные, социальные) Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей Воровство, вандализм, агрессивное поведение: причины и механизмы Профилактика и коррекция делинквентного поведения у подростков
5. Суицидальное поведение: Определение и классификация суицидального поведения (суицидальные мысли, попытки, завершенные суициды) Факторы риска суицидального поведения (психические расстройства, жизненные кризисы, социальная изоляция) Психологические особенности людей, склонных к суициду Признаки суицидального поведения и способы оказания помощи Профилактика суицидального поведения
6. Девиации в сфере сексуального поведения: Парафилии: определение, классификация, причины Сексуальное насилие: причины, последствия, оказание помощи пострадавшим Проституция: психологические и социальные аспекты Вопросы сексуальной ориентации и гендерной идентичности в контексте девиантного поведения Общественное мнение и социальная стигматизация
7.Другие формы девиантного поведения: Агрессивное поведение: виды, причины, психологические механизмы Виктимное поведение: психологические особенности жертв преступлений Аутоагрессивное поведение (самоповреждения): причины, функции, коррекция Бродяжничество и беспризорность: причины, психологические последствия
8. Профилактика и коррекция девиантного поведения: Первичная, вторичная и третичная профилактика Индивидуальная, групповая и семейная психотерапия Медикаментозное лечение Социальная реабилитация Методы работы с семьей и ближайшим окружением Этические аспекты работы с девиантными личностями
Навыки ведения тренингов и групповой работы (30 ак.ч)
Курс научит эффективно планировать, проводить и модерировать тренинги и групповые занятия. Он охватывает как теоретические основы групповой динамики и обучения взрослых, так и практические навыки, необходимые для успешного ведения групп, включая разработку программы, управление групповыми процессами, работу с трудными участниками и оценку эффективности тренинга. Курс ориентирован на приобретение практического опыта и развитие уверенности в роли ведущего группы
Темы:
1. Основы групповой динамики и обучения взрослых: Понятие группы и групповой динамики Типы групп и тренингов Этапы развития группы (формирование, шторминг, нормирование, функционирование, завершение) Принципы обучения взрослых (андрагогика) Роли в группе: лидер, генератор идей, критик, исполнитель, наблюдатель Влияние групповых норм и ценностей на поведение участников
2.Планирование и разработка тренинга: Определение целей и задач тренинга Анализ целевой аудитории (потребности, уровень подготовки, мотивация) Разработка программы тренинга: выбор тем, упражнений, методов обучения Создание учебных материалов (презентации, раздаточные материалы, кейсы) Составление тайминга и распределение времени на различные этапы тренинга Принципы SMART при постановке целей обучения
3. Методы и техники ведения тренингов: Интерактивные методы обучения: мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, кейс-стади, работа в малых группах Визуализация и использование наглядных материалов Методы активизации внимания и поддержания интереса участников Техники обратной связи и коррекции поведения Использование юмора и позитивной мотивации Инструменты фасилитации
4. Управление групповыми процессами: Создание благоприятной атмосферы в группе Установление контакта с участниками Обеспечение активного участия всех членов группы Модерация дискуссий и разрешение конфликтов Управление временем и соблюдение тайминга Навыки активного слушания и невербальной коммуникации
5.Работа с трудными участниками: Типы трудных участников (агрессивные, молчаливые, критикующие, доминирующие и т. д.) Причины трудного поведения и способы реагирования Техники конструктивной критики и обратной связи Методы работы с сопротивлением и возражениями Предупреждение и разрешение конфликтов в группе
6. Оценка эффективности тренинга: Методы оценки результатов обучения (тесты, опросы, анкеты, обратная связь) Оценка удовлетворенности участников тренингом Анализ изменений в поведении и навыках участников после тренинга Использование полученной информации для улучшения программы тренинга Модель Киркпатрика для оценки эффективности тренинга
7. Личность тренера и профессиональная этика: Развитие личной уверенности и харизмы Навыки самопрезентации и публичных выступлений Значение невербальной коммуникации Профессиональная этика и ответственность тренера Предотвращение выгорания тренера Создание индивидуального стиля ведения тренингов
Этика и организация психологической практики (30 ак.ч)
Курс для психологов, консультантов, психотерапевтов и других специалистов помогающих профессий, начинающих свою частную практику или планирующих её открытие. Курс охватывает ключевые аспекты успешного старта, от юридических вопросов и этических норм до маркетинга и финансового планирования. Он поможет вам создать прочный фундамент для вашей практики и уверенно начать свою профессиональную деятельность
Темы:
1. Организационно-правовые вопросы: Выбор организационно-правовой формы (ИП, самозанятый, ООО) Лицензирование деятельности (если требуется) Регистрация в налоговых органах Ведение документации (договоры, информированные согласия, протоколы) Страхование профессиональной ответственности Законодательство, регулирующее психологическую практику GDPR и защита персональных данных (особенно актуально при работе с онлайн-клиентами)
2. Этика профессиональной деятельности: Этический кодекс психолога/консультанта/психотерапевта Конфиденциальность и границы приватности Профессиональные границы и двойные отношения Конфликты интересов Ответственность за качество оказываемой помощи Супервизия и интервизия: зачем они нужны и как их организовать Разрешение этических дилемм
3.Формирование профессиональной идентичности и специализация: Определение своей ниши и целевой аудитории Развитие сильных сторон и компенсация слабых Поиск своего уникального стиля работы Разработка концепции своей практики (миссия, ценности, цели) Осознание собственных ограничений и компетенций Постоянное повышение квалификации и профессиональное развитие
4. Создание рабочего пространства: Выбор места для приема клиентов (аренда кабинета, работа на дому, онлайн-консультирование) Обустройство кабинета: создание комфортной и безопасной атмосферы Техническое оснащение (компьютер, принтер, интернет, телефон, программное обеспечение) Обеспечение конфиденциальности и безопасности информации Эргономика рабочего места
5.Финансовое планирование и ценообразование: Расчет стартовых затрат и текущих расходов Определение стоимости услуг (индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги) Составление финансового плана Ведение учета доходов и расходов Налогообложение Управление финансовыми рисками
6. Маркетинг и продвижение: Определение целевой аудитории и ее потребностей Создание профессионального веб-сайта или страницы в социальных сетях Разработка маркетинговой стратегии Использование социальных сетей для продвижения своих услуг Написание статей и ведение блога Участие в профессиональных мероприятиях и конференциях Нетворкинг и сотрудничество с другими специалистами Этика продвижения психологических услуг
7. Привлечение и удержание клиентов: Первый контакт с клиентом: как произвести хорошее впечатление Проведение первичной консультации Заключение договора и обсуждение условий работы Поддержание долгосрочных отношений с клиентами Работа с отзывами и рекомендациями Предотвращение выгорания и поддержание мотивации
Практическая подготовка (100 ч)
Практическая работа является неотъемлемой частью программы и включает в себя:
• Личная терапия (10 часов): Индивидуальные консультации с опытным психологом для проработки личных проблем и повышения осознанности • Работа в малых группах (60 часов): Участие в практических занятиях в малых группах (тройках) в ролях: клиента, консультанта и наблюдателя • 10 часов — работа под супервизией преподавателей • 50 часов — самостоятельная работа в тройках • Консультационная работа с клиентами (30 часов): Самостоятельное проведение консультаций с реальными клиентами из клиентской базы организации-партнера Психологического центра «Клевер» (минимум с 3 клиентами)
Аттестационная работа (40 ч)
В конце каждого модуля проводится итоговый контроль знаний в форме экзаменов и зачетов по пройденным дисциплинам В конце программы слушатели выполняют итоговую аттестационную работу, включающую теоретическую часть (исследование по выбранной теме) и описание клиентского случая (минимум 10 сессий консультирования по теме аттестационной работы)
Как стать студентом?
Шаг 4
Пришлем вам документы на обучение и ссылку на оплату на электронную почту
Шаг 5
Добавим вас в телеграм-чат обучения с актуальной информацией о расписании и занятиях
Шаг 1
У вас есть диплом о высшем или среднем специальном образовании, либо вы студент последних курсов вуза или колледжа
Шаг 2
Подайте заявку и успешно пройдите 30-минутное онлайн-собеседование
АНО ДПО «Донской институт практической психологии» имеет государственную лицензию, позволяющую осуществлять образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Лицензия выдана 01.12.2023, регистрационный номер: Л035−1 276−61/957 132. Актуальность документа можно проверить в Сводном реестре лицензий на официальном сайте Рособрнадзора.
Программы дополнительного профессионального образования не подлежат государственной аккредитации — это установлено частью 1 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
Ведущие программы — опытные практикующие психологи, среди них есть кандидаты наук и участники профессиональных сообществ. Подробные сведения о каждом преподавателе доступны на странице «Преподаватели».
Обучение проходит в двух форматах. Очно офлайн по расписанию программы в аудиториях института в Ростове-на-Дону по адресу: Ул. Московская 43/13 к. 404. Очно онлайн по расписанию программы на платформе Яндекс.Телемост.
Да, наш институт так и называется «Донской институт практической психологии», наши программы нацелены на практическое применений знаний и овладение навыками консультативной психологии нашими слушателями. В программах в равных долях содержатся: — лекционный материал — отработка практик, техник, упражнений в группах и малых группах по 2−3 человека — учебные консультации под супервизией преподавателей (практикующих психологов с опытом работы от 10 лет)
Программа переподготовки занимает 1040 часов — 13 месяцев. Занятия проводятся по вторникам и четвергам с 18:00 до 21:30, по субботам с 10:00 до 18:30. Повышение квалификации занимает 180 часов — 9 месяцев. Занятия проводятся по субботам и воскресеньям — девять 2 дневных блоков с очередностью в 1-1,5 месяца.
Да, если у вас возникает какой-то вопрос по теории или практике, то вы можете обсудить его с преподавателем.
Аттестационная работа на программе переподготовки представляется собой письменную работу по темам практической психологии (запросы клиентов) состоит из трёх блоков: теории, практические способы и техники для разрешения запроса и описание 10 сессий клиентского опыта по теме. Аттестационная работа на программе повышения квалификации представляет собой представление клиентского случая, демонстрирующего применение теоретических и практических знаний, полученных на программе, ход консультационной работы и описание изменений клиента. Защита случая происходит в виде доклада перед группой слушателей и комиссией института, состоящей из 3 преподавателей.
Это консультирование под наблюдением опытного психолога. Учебные супервизии проходят так: слушатели распределяются по малым группам по 2−3 человека и консультируют друг друга, а эксперт наблюдает за их работой и дает обратную связь, отвечает на вопросы. Супервизия это обязательная часть развития психолога.
Для учёбы потребуется компьютер или ноутбук со стабильным доступом в интернет. Также необходимо качественная гарнитура: наушники, микрофон, камера, подойдёт встроенная камера в ваше устройство.
Да, вы сможете восстановиться и мы перезачтем уже пройденные вами дисциплины.
Вы получите лекционный и дополнительный материал для прохождения программы. Но преподаватели рекомендуют дополнительную литературу по предметам. На ваше усмотрение покупать её либо использовать интернет ресурсы.
Если вы обучаетесь очно офлайн то да, занятия будут проводиться в помещении института.
На программах дополнительного профессионального образования академический отпуск не предусмотрен. Основание — п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Но если у вас возникнут сложности с обучением — напишите нам, мы постараемся помочь и скорректировать сроки освоения программы.
Профессиональная переподготовка предназначена для получения новой профессии и завершается выдачей диплома, подтверждающего право на ведение нового вида деятельности, в то время как повышение квалификации направлено на совершенствование знаний и навыков в рамках уже имеющейся профессии и подтверждается удостоверением, при этом переподготовка обычно занимает больше времени и требует наличия среднего профессионального или высшего образования, как и повышение квалификации.
Продолжительность программ повышения квалификации составляет 188 академических часов (11 месяцев), а программы профессиональной переподготовки — от 1040 часов (13 месяцев), 1150 часов (3 года 10 месяцев). Это соответствует требованиям, установленным Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, регулирующим реализацию дополнительного профессионального образования.
Стоимость обучения указана за 2-х или 3-х дневный блок, за всю программу, также обычно указана сумма ежемесячного платежа при оформлении рассрочки на год.
Вы можете оплатить обучение онлайн — после успешного прохождения собеседования мы отправим вам ссылку на оплату, также оплатить можно через банк по квитанции (офлайн или онлайн). Все необходимые данные для оплаты мы направим вам на электронную почту.
Да, вы можете оформить рассрочку от Т-банка на год — без переплат и скрытых комиссий.
Материнский капитал можно использовать для оплаты обучения вашего ребенка в возрасте до 25 лет. К сожалению, оплатить обучение себя, супруга или другого взрослого с его помощью нельзя.
Вы можете вернуть часть средств, потраченных на обучение, воспользовавшись правом на налоговый вычет. Если вы являетесь плательщиком НДФЛ (работаете по трудовому договору или самостоятельно уплачиваете налог), вы имеете право на возврат до 13% от суммы, уплаченной за обучение. Оформить налоговый вычет можно онлайн через личный кабинет на сайте ФНС или лично, предоставив необходимые документы в налоговый орган по месту жительства. После проверки заявления и декларации налоговая служба осуществит выплату.
Мы предоставляем скидки: 7% при повторном поступлении на обучение, 7% при единовременной оплате программы. Для коллективных заявок действует поэтапная система скидок: 5% при группе из 3−6 человек, 7% — при 7−11 участниках, 9% — при 12−18 человек и 11% — при группе из 19 и более человек.
Записаться на обучение можно в любое время — программы проходят круглый год. Даты начала ближайших потоков обычно указаны на странице программы. Если информация отсутствует, свяжитесь с нами по телефону +7 (928) 270-22-79, и мы уточним дату старта нужной программы.
Для поступления не нужно сдавать экзамены или проходить конкурс — достаточно заполнить заявку, пройти собеседование, предоставить необходимые документы, оплатить обучение и ждать подтверждения зачисления на электронную почту.
Документы в остканированном виде:
Паспорт (1−2 страница)
СНИЛС
Диплом об образовании
Если еще учитесь — справку из вашего учебного учреждения (вуза или колледжа)
Если меняли фамилию, имя или отчество — документ, подтверждающий это
Да, мы принимаем студентов колледжей и вузов. Для поступления потребуется справка из учебного заведения. Вы сможете пройти обучение у нас, но получить диплом или удостоверение о квалификации можно будет только после завершения основного профессионального образования.
Для обучения вам не требуется психологическое образование, главное наличие любого среднего-профессионального или высшего образования.
Обучение доступно для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих среднее профессиональное или высшее образование. Все программы преподаются на русском языке, поэтому знание языка обязательно. Чтобы узнать, какие документы потребуются для поступления, иностранным слушателям рекомендуется обратиться в приёмную комиссию по телефону +7 (928) 270-22-79
По завершении программы профессиональной переподготовки вы получите диплом соответствующего образца. Выпускникам программ повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации. Образцы документов доступны на сайте. Все дипломы и удостоверения регистрируются в реестре документов об образовании ФИС ФРДО на портале Рособрнадзора.
В самом документе будут указаны: название Института, город, наименование и объем программы, срок обучения, а также присвоенная квалификация (если она предусмотрена программой). Информация о форме обучения содержится исключительно в договоре.
Ваш документ будет вручен вам лично в дату завершения программы или отправлен Почтой России в течение 14 рабочих дней после завершения обучения. Время доставки обычно составляет от 5 до 7 дней, в зависимости от вашего региона.
Нет, в удостоверении указывается дата выдачи, но срок его действия не ограничен.
Наши документы позволяют официально трудоустроиться в организации, на психологические агрегаторы и заниматься частной практикой. Единственным исключением являются государственные организации, где обычно требуется диплом о высшем образовании.
Документы, выданные нашим институтом, действительны на всей территории России и в странах, с которыми заключены соглашения о взаимном признании образовательных документов — это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В других странах возможность трудоустройства зависит от требований конкретного работодателя.
Наши студенты говорят
Наталья
Дарья
Николай
Светлана
С 2021 по 2022 год я прошла обучение по программе «Феноменология и полевая стратегия в клинической…